Клан силовиков создаст собственное лобби во власти
Новое
Фото: URA.RU
В новой Госдуме будет в разы больше депутатов в погонах
Клан силовиков в Госдуме после сентябрьских выборов может вырасти в разы. По подсчетам URA.RU и экспертов, только среди кандидатов «Единой России» на проходных местах оказалось 92 офицера, тогда как в нынешнем созыве в ее фракции только 66 человек, служивших в ФСБ, МВД или армии. По мнению политологов, силовое лобби оказалось в фаворе после успешного подавления внесистемной оппозиции, пытавшейся начать серию незаконных митингов зимой. И офицер симпатичнее избирателю, чем бизнесмен или чиновник.
В действующей Госдуме 81 из 450 депутатов имеет отношение к силовым структурам. Из них
66 входят во фракцию ЕР,
семь — ЛДПР,
Анатолий Выборный (экс- военный следователь),
Адам Делимханов (работал в МВД),
Виктор Пинский (экс-судья военного суда),
Наталья Поклонская (экс-прокурор). В их числе также
Отари Аршба (полковник ФСБ),
Евгений Косяненко (экс-боец СОБР),
Загрузка...
В новом созыве число депутатов в погонах может вырасти минимум в полтора раза. Так, близкие к силовикам кандидаты выдвинуты в 52 из 225 одномандатных округах от одной только ЕР, еще 40 человек — на проходных местах в региональных группах. Среди новичков предприниматель Антон Немкин (второе место в региональной группе №12, Пермский край), который 12 лет служил в ФСБ. Возвращается в Госдуму советник президента и экс-глава Дагестана Владимир Васильев (второе место в региональной группе Тверской области после губернатора Игоря Рудени), генерал-полковник милиции.
Немало кандидатов-силовиков баллотируются в Санкт-Петербурге. Например, председатель заксобрания северной столицы Вячеслав Макаров (второе место в региональной группе) — полковник в отставке. Кандидат в Северном одномандатном округе, депутат Госдумы Евгений Марченко служил в ВМФ. Именно он в январе этого года разработал законопроект о лишении свободы за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные митинги. Другой кандидат-одномандатник, зампред заксобрания Санкт-Петербурга Сергей Соловьев служил в специальных частях внутренних войск МВД. Фигуристка Любовь Егорова имеет звание подполковника вооруженных сил РФ. И даже не носящий погоны глава администрации Приморского района Николай Цед является автором работ по подготовке военнослужащих по рукопашному бою.
В списке КПРФ тоже есть силовики. Например, сенатор и бывший замглавы МВД республики Бурятия Вячеслав Мархаев возглавляет региональную группу №4, куда также входят Забайкальский край и Амурская область. В Москве по Орехово-Борисовскому одномандатному округу №203 от коммунистов идет ветеран боевых действий Виталий Петров.
Силовиков выдвинули также ЛДПР и «Справедливой России — За правду». Причем, у либерал-демократов они попали даже в федеральный список кандидатов, что гарантирует получение мандата. Это депутат Госдумы, экс-сотрудник органов госохраны Андрей Луговой и экс-депутат, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Иван Мусатов. Да и сам председатель партии ЛДПР Владимир Жириновский имеет звание полковника в отставке.
Серьезное увеличение силового лобби в Госдуме говорит о желании Кремля больше контролировать систему, объясняет президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков. По словам эксперта, «после напряжения отношений на внешнем фланге и ситуации с [несанкционированными митингами в поддержку блогера Алексея] Навального произошли тектонические сдвиги в вертикали власти».
«Все тотально друг другу не доверяют. А силовики — это люди системы. Многие невыездные, поэтому они не смотрят на Запад, в отличие от более либерально настроенных олигархов. К ним больше доверия со стороны руководства страны», — рассказал Гращенков.
Эксперт полагает, что в Кремле оценили, как правоохранители силовыми методами пресекли протесты внесистемной оппозиции, поэтому им «одобрили заход в большую политику». «Немало кандидатов, которых мы не ассоциируем с правоохранительной системой, в прошлом или тайно являются представителями этих структур. Они входят в списки кандидатов всех парламентских партий», — считает политолог.
После задержания Навального в январе, в городах России прошли незаконные акции в его поддержку. Во время протестов несколько тысяч человек задержали, против организаторов возбудили уголовные дела. Последний митинг состоялся 21 апреля, после чего протесты затихли. Фонд борьбы с коррупцией Навального признали в России экстремисткой организацией и иноагентом. Госдума приняла закон, запрещающий избираться людям, имеющим отношение к экстремистским организациям, что фактически вывело несистемную оппозицию из легального политического поля.
По мнению главы «Фонда прогрессивной политики» Олега Бондаренко, решение приводить в Госдуму больше силовиков может исходить лично от президента Владимира Путина, и оно «довольно удачное». Причина в том, что избиратели в целом доверяют людям в погонах, поскольку они ассоциируются с порядком и честностью куда больше, чем бизнесмены и чиновники.
«Это единственная опора режима. Система приводит во власть людей, которые доказали свою ей верность. На парламент нового созыва придется трансфер власти [возможный переход управления страной от Путина к преемнику на президентских выборах-2024]. Полагаю, Путин до конца для себя не решил, уйдет или останется. Вот и подстраховывается», — подчеркнул политолог.
По мнению президента Европейкой ассоциации политических консультантов Игоря Минтусова, если после выборов больше силовиков зайдет в Госдуму, это увеличит их роль в жизни российского общества в целом. «Тогда мы можем столкнуться с продолжением политики милитаризации либо новыми ограничениями свобод», — заключил эксперт.